Предыстория создания кафедры или как это было

Началось все с создания лаборатории искусственного интеллекта совместного подчинения на базе Института технической кибернетики, Академии наук Беларуси и Минского радиотехнического института. Особенностью этой лаборатории являлось то, что она создавалась и существовала благодаря большому желанию развить в Республике Беларусь и поднять на должный уровень молодое научное направление, имеющее романтическое название "искусственный интеллект". Сейчас это направление хорошо известно и активно развивается во всем мире. Несмотря на это, специалистов в данной области не так много по сравнению с большим количеством профессиональных программистов. С кадровой проблемой очень скоро столкнулась и созданная лаборатория искусственного интеллекта. Оказалось, что проблема вовсе не в уровне интеллекта или профессиональной подготовки. Проблема в другом – работа в области искусственного интеллекта требует от специалиста не только подготовки в области программирования, не только хорошей математической подготовки, не только умения работать в наукоёмких проектах, но и особенного психологического склада, заключающегося в умении работать с коллективом людей совершенно разных специальностей. Это и программисты, и математики, и системотехники, и психологи, и лингвисты, и медики, и педагоги, и многие-многие другие. Таким образом, специалист в области искусственного интеллекта должен быть готов к "освоению" любой специальности для того, чтобы осуществлять эффективное взаимодействие с любым из своих коллег, участвующих в создании интеллектуальной системы.

Совершенно очевидной оказалась необходимость специальной подготовки кадров для дальнейшего развития тех работ, которые велись в лаборатории искусственного интеллекта. Тем более, что результаты, полученные в данной лаборатории получили одобрение как белорусской, так и зарубежной научной общественности. Таким образом зародилась идея открыть в Республике Беларусь специальность "искусственный интеллект" и начать подготовку специалистов соответствующей квалификации. Как раз в это время в Республике Беларусь были определены основные приоритеты научно-технического развития, где искусственный интеллект и наукоёмкие разделы информатики указаны как наиболее приоритетные. В связи с этим Минский радиотехнический институт был преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Благодаря усилиям Владимира Васильевича Голенкова 10 декабря 1995 года был издан приказ Министерства образования Республики Беларусь об открытии специальности "искусственный интеллект" на базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. В этот же день был издан приказ БГУИР о создании кафедры интеллектуальных систем с профилирующей специальностью "искусственный интеллект" и плановым набором 25 человек. Таким образом, летом 1995 года был осуществлен первый набор студентов на данную специальность, которая и по сей день является единственной в странах бывшего СНГ.

Конечно, не обошлось и без трудностей. Ведь об искусственном интеллекте в Республике Беларусь начали говорить во всеуслышание относительно недавно (кстати, не без усилий коллектива указанных лаборатории и кафедры). Поэтому о том, что это такое, в 1995 году знали далеко немногие. Однако, следует отметить тот факт, что именно молодое поколение оказалось наиболее восприимчивым к появлению новой и почти неизвестной специальности. Поэтому в состав первого набора специальности "искусственный интеллект" попали одни из самых талантливых ребят, выдержавшие серьёзный конкурс. Сейчас, в год пятилетия кафедры, получившей за прошедшие годы уже новое название "Интеллектуальных информационных технологий", осуществлен первый выпуск специальности "искусственный интеллект". При этом примечательным является то, что по результатам распределения многие из выпускников предпочли остаться на кафедре либо в научно-исследовательской лаборатории при кафедре. Это лишний раз подтверждает, что область искусственного интеллекта у нас в Республике является востребованной и интересной для молодежи. А кому, как не молодежи, развивать самые перспективные направления мировой науки?